Приоритетным направлением ДОУ № 20 является развитие творческих способностей дошкольников
01 июля 2020 года ДОУ № 20 г. Липецка присвоен статус инновационной площадки по теме: "Развитие качества дополнительного образования с использованием Инструментария МКДО на образовательной платформе "Вдохновение".
В октябре 2018 года ДОУ № 20 г. Липецка включен в сетевую инновационную площадку "Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования". На основе инновационной образовательной программы "Вдохновение" от 01.07.2018 № 28.
С октября 2011 года на базе нашего ДОУ № 20 г.Липецка началось проведение экспериментальной и исследовательской работы на тему «Развитее творческих способностей дошкольников средствами дидактической игры». Организационный этап реализации данного проекта связан с изучением и анализом теоретической и методической литературы по данной проблеме, выступление перед родителями, проведение семинаров с участниками научно- исследовательской группы.
План работы научно-исследовательской группы по реализации проекта «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами дидактической игры» на организационном этапе эксперимента
- Выступление перед родителями с докладом о важности развития творческих способностей у дошкольников.
- Проведение семинара с участниками научно-исследовательской группы по вопросам организации констатирующего этапа эксперимента. Обсуждение методов и приемов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры в условиях ДОУ центра развития ребенка №20.
- Составление перспективного плана по реализации констатирующего этапа эксперимента.
- Подбор дидактических игр с использованием вербальных и невербальных методов развития творческих способностей.
- Наблюдение занятий и выступлений детей с последующим анализом проявления у них творческих способностей.
- Составление анкеты и организация анкетирования родителей по проблеме развития творческих способностей ребенка.
- Составление анкеты и проведение анкетирования среди участников научно-исследовательской группы по проблеме реализации данного проекта.
- Проведение диагностики в КГ и ЭГ, сравнение результатов.
- Обсуждение результатов диагностики творческих способностей детей, обработка результатов.
- Подготовка к печати статьи: «Организация опытно-экспериментальной работы по проблеме развития творческих способностей у дошкольников средствами дидактической игры в ДОУ»
Отчет ДОУ № 20 г. Липецка
о научном руководстве работой на экспериментальной площадке
по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами дидактической игры в ДОУ»
за период с января 2013 по май 2013 года.
В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди них можно назвать следующие:
- переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и неординарности в пределах педагогических задач и пр.;
- использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;
- недостаточное владение технологией развития творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.
С января 2013 года базе МДОУ детского сада комбинированного вида № 20 г. Липецка продолжалась реализация основного этапа эксперимента по развитию творческих способностей дошкольников средствами дидактической игры.
Концепция проекта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами дидактической игры», реализуемого в ДОУ № 20 строится на основе теоретических положений, предложенных А.В. Запорожцем и Л.А. Венгером. Согласно их идеям жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если дошкольники чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире. Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т.е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей. Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.
Работа основного эксперимента была направлена на использование в НОД системы дидактических игр в соответствии с критериями, которые были определены на первом этапе эксперимента – ассоциативность, оригинальность, осмысленность.
Для организации работы по развитию творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности педагогами была разработана серия дидактических игр, моделирующих сам творческий процесс и создающих свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта дошкольника.
Система используемых педагогами дидактических игр строилась на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:
- дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
- альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т.п.);
- решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т.п.;
- нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).
- Основные результаты опытно-экспериментальной работы были изложены участниками проекта на I Международной научно-практической конференции «Становление профессиональной культуры будущего педагога на современном этапе развития общества», прошедшей 26 апреля 2013 г. на базе ЛГПУ.
Были подготовлены доклады:
Третьякова А.Д. «Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами дошкольного образовательного учреждения»;
Пахомова Е.М. «Использование игровых технологий в НОД»;
Супрун Л.А. «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами музыкально-дидактической игры».
В рамках проводимой конференции участники проекта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами дидактической игры» продемонстрировали разработанные дидактические игры, изложили основные положения, условия организации этапов проводимой опытно-экспериментальной работы.
Собственные разработки дидактических игр участники опытно-экспериментальной работы также продемонстрировали на конкурсе, проводимом в ресурсном центре на базе МДОУ № 23. Члены жюри высоко оценили многофункциональность и мобильность представленных педагогами игр, широкий диапазон их применения и присудили I Призовое место.