Как любая человеческая деятельность, методическая работа должна иметь свои цели и задачи. В работах разных авторов встречаются различные трактовки целей и задач методической работы.
Симонов В.П. утверждает, что главная цель методической работы — это непрерывное совершенствование квалификации педагога.
Основные задачи:
- повышение профессионального и культурного уровня педагогов;
- стимулирование его служебной и общественной активности;
- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов — новаторов и творчески работающих воспитателей;
- совершенствование методов и стиля взаимодействия с воспитанниками;
- приобщение воспитателей к исследовательской деятельности.
Ильенко Л.П. выделяет следующие основные функции и задачи методической службы:
- изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов;
- активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
- изучение и внедрение в практику достижений педагогов-новаторов;
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции учреждения;
- диагностика и прогнозирование результатов воспитательно–образовательного процесса;
- стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизация его деятельности в исследовательской, поисковой работе;
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педагогического коллектива;
- использование в воспитательно-образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств педагогов.
Проанализировав все эти определения, можно сделать вывод, что основными задачами следует признать:
- информирование кадров;
- обучение;
- выявление, изучение, распространение опыта;
- методическое обеспечение;
- диагностика и прогнозирование воспитательно–образовательного процесса.
Если задачи методической работы можно сформулировать достаточно точно, то с определением содержания часто возникают определенные трудности. Эти трудности определяются, в первую очередь, характеристиками объекта управления.
Н.В.Немова выделяет несколько содержательных моментов методической работы в зависимости от ситуации и производственных задач:
- работа с молодыми специалистами;
- деятельность по адаптации педагогических кадров;
- работа с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность;
- организация работы с кадрами по итогам аттестации;
- обучение при введении новых технологий и инноваций;
На наш взгляд, это наиболее подходящая структура содержательной стороны методической работы. При четком определении целей, задач и содержания методической работы, не составит труда подобрать соответствующие формы, осуществления методической работы.