«Использование авторского пособия «Развивающий игровой планшет «Умка» в процессе формирования у дошкольников представлений об объемных телах»
«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с
тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольника.
Представив свой опыт работы по теме «Использование авторского пособия «Развивающий игровой планшет «Умка» в совместной и самостоятельной деятельности детей» на конкурсе «Воспитатель года – 2018», я решила продолжить работу в этом направлении - разработала и изготовила пособия к планшету, которые помогут детям в игровой форме сформировать представления об объемных телах. Метод моделирования целесообразно использовать в процессе формирования представлений об объемных телах у дошкольников. С моделями можно выполнять предметные действия, способствующие выявлению и изучению существенных свойств объемных тел.
Элементом новизны данного опыта явилось создание нового игрового комплекса, который включает в себя игровые планшеты «Умка» (Обобщение опыт работы по использованию игрового планшета «Умка» представлено в ссылке), объемные геометрические тела из мягких модулей, объемные игровые фигуры и развертки фигур, изготовленные из мягких ковриков. Это своеобразный конструктор, который легко собирается и дает четкое представление о строении объемного тела. С данным конструктором можно выполнять предметные действия, способствующие выявлению и изучению существенных свойств объемных тел, благодаря моделированию сохраняются образы объёмных геометрических форм.
И как результат: использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно: позволяет выявить скрытые связи между свойствами плоских и объемных форм, сделать их доступными пониманию ребенка; развивает наблюдательность, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира, наглядно-образное мышление, внимание, память, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.
Комбинирование объемных модулей при создании новой игры дает простор для фантазии и педагога, и воспитанников.
Опыт работы Сафиной Е.А. по использованию планшета Умка
Конспект по математическому моделированию
Загадки о геометрических телах
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «КАК КУБ ПОЗНАКОМИЛСЯ С ШАРОМ»
Жил-был Куб. В его стране все было квадратным: дома, клумбы, часы. Даже блинчики, которые пекла его мама, были квадратными.
Все друзья и соседи были одинаковые. Однажды Куб спросил у своей мамы: «Почему мы никогда не ходим в соседний город?»
— «Там живут другие фигуры, они не такие, как мы!» - ответила мама.
Кубу стало очень любопытно. Неужели есть другие фигуры? Решил он отправиться в путешествие. И вот, Куб вошел в соседний город. И вдруг, он увидел, как прямо на него несется что-то непонятное. Куб зажмурил глаза.
— «Привет, ты кто?» - вдруг услышал он. Он открыл глаза и увидел мальчика, у которого совсем не было углов.
— «Я куб. Я из соседнего города. А ты кто?»
— «А я – Шар».
— «Как ты можешь двигаться так быстро?»
— «Это я на велосипеде. Машина ездит еще быстрее!»
— «А у нас нет ни машин, ни велосипедов».
— «Конечно, ведь квадратные колеса не могут крутиться».
Шар повел нового друга смотреть город. Все было круглым: окна, двери, столы.
Мальчики подружились, и стали ходить к друг другу в гости. Велосипед очень понравился жителям квадратной страны.
Однажды ребята задумались, а вдруг есть и другие фигуры. Они отпросились у своих мам и отправились в путешествие. Там они познакомились с параллелепипедами, пирамидами и другими геометрическими фигурами. И потом, все города разных фигур стали дружить.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ИСТОРИЯ КРУГЛЫХ БРАТЬЕВ»
Три брата были похожи друг на друга, но только тогда, когда на них смотрели сверху. Шар, Конус и Цилиндр — дети семейства тел вращения — были очень разными по характеру.
Однажды Конус заявил, что он самый главный из троих. Упрямый, несговорчивый брат никого не хотел слушать. Он был уверен в своем превосходстве: он — самый красивый и самый устойчивый, имеет вершину и ребро, которые друг с другом не совпадают, такого нигде не найти, даже у многогранников!
Веселый и добродушный Шар никогда не спорил с Конусом, а тот вел себя все хуже и хуже и, наконец, зашел в своей гордости слишком далеко — заявил, что без его разрешения братья не смеют говорить. Тогда Шар пригласил Цилиндра отойти в сторонку.
— Послушай, братишка, пора нам с тобой поставить этого воображалу на место. Слишком уж он зазнался. У меня есть идея.
Спустя некоторое время Шар предложил братьям посоревноваться: кто быстрее и точнее докатится до указанной метки. Вбили колышек, отошли на равные расстояния. Цилиндр, тщательно прицелившись, докатился первым, Шар был вторым, а Конус: с трудом повалившись на бок, он обкатывался и обкатывался вокруг своей вершины. Он очень устал, у него закружилась голова, но с места сдвинуться он так и не смог…
В СТРАНЕ ГЕОМЕТРИИ
Когда-то давным-давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жили-были два друга: Куб и Параллелепипед. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Куб все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед Параллелепипедом.
Куб Какой я красивый, умный, у меня все грани квадратные, а ребра — гладкие, розовые и одинаковые. А ты, Параллелепипед, посмотри на себя, какой ты весь нескладный.
Параллелепипед очень опечалился, потому что хотел быть похожим на Куб, но у него ничего не получалось. Однажды они пошли гулять в лес и встретили там встревоженного Человека.
Человек Как я рад, что встретил вас! Я гулял по лесу и заблудился, никак не могу найти дорогу домой. Может, вы мне поможете?
Куб (выскакивает вперед и хвастливо говорит). Конечно, только я могу помочь тебе. Я самый умный, самый красивый! Посмотри, какие у меня грани квадратные. Становись на меня, и ты обязательно увидишь свой дом!
А грустный Параллелепипед стоял в сторонке и был очень расстроен тем, что он, как всегда, не у дел. Тем временем Человек забрался на Куб, посмотрел во все стороны, но ничего, кроме верхушек деревьев, не увидел. Тогда он обратился к Параллелепипеду.
Человек Параллелепипед, может, ты мне поможешь? А то я ничего не вижу.
Параллелепипед с радостью предложил свою помощь. Человек вскарабкался на него и увидел за лесом, за речкой свой дом.
Человек Спасибо вам, мои дорогие, теперь с вашей помощью я знаю, в какую сторону мне идти. До свидания!
Куб и Параллелепипед (хором) Постой, Человек, мы проводим тебя дальше, вдруг еще понадобится наша помощь.
Шли они, шли, и вдруг на их пути появилась река. Река была не очень широкая, но глубокая, с сильным течением.
Музыкальная фонограмма бурлящей воды. Человек остановился в нерешительности.
Человек Как же мне перебраться на другой берег? Тут раньше был мостик, но, видно, течением его снесло.
Куб и тут выскочил вперед!
Куб. Посмотри, какие у меня ровные, гладкие ребра, какой я сильный! Я лягу между двух берегов, и ты пройдешь по моей грани на другой берег!
Не дождавшись ответа, Куб попытался дотянуться до другого берега и... плюх! Свалился в воду. Мокрого и несчастного достали его из воды. Теперь он уже не выглядел таким самоуверенным.
Параллелепипед (несмело) Человек, давай я попробую помочь тебе.
Он лег на два берега, и получился отличный мостик. Радости Человека не было предела.
Человек Спасибо вам, дорогие мои, вы меня очень выручили.
Он попрощался со своими новыми друзьями и отправился домой.
Куб был очень задумчив и печален.
Куб Наверное, я все сделал неправильно. Прости меня, Параллелепипед, я никогда больше не буду хвастать. Ты тоже очень умный, красивый, а главное, добрый. Давай дружить по-настоящему! А чтобы нам было весело, позовем гостей.
И они написали письмо Пирамиде и Шару: «Дорогие Пирамида и Шар! Приезжайте к нам в гости, вместе нам будет веселее, и мы будем дружно жить!» Шар и Пирамида не заставили себя долго ждать и приехали к ним в гости.
Под веселую музыку на сцену выходят Шар и Пирамида.
Куб А давайте, все вместе построим дом!
Параллелепипед Я буду фундаментом!
Куб Я буду стенами, ведь у меня самые-самые... Ой, простите меня, это я по старой привычке!
Пирамида А я буду крышей!
Шар А я буду солнышком! Буду светить ярко, чтобы всем вам было тепло и уютно.
Вскоре в этом доме поселились дети, которым было светло, уютно и так весело, что они часто пели вот такую задорную песенку (запевает песенку, знакомую всем детям-участникам и зрителям).